История Бэтмена. Часть четвёртая: Бронзовый век
1-05-2014, 09:21 \ Bat-bat
Статью подготовил Bat-Bat.
Период в истории американских комиксов, который длился с 1970 по 1985 год, после назвали Бронзовым веком комиксов. В это время в комиксах начали поднимать более серьёзные темы, чем было принято раньше. Такие как алкоголизм и употребление наркотиков. Со временем, издатели научились обходить границы, введённые Кодексом, а значение последнего постепенно падало. Когда в 1973 году в Марвеловском комиксе о Человеке-Пауке погибла возлюбленная главного героя Гвен Стейси, что было бы неприемлемым событием во времена Серебряного века, стало ясно, что точка невозврата пройдена, хотя процесс становления комиксов как "взрослого искусства” растянулся на весь Бронзовый век.
В конце 60-х редактор Джулиус Шварц отдал Бэтмена в руки нового креативного дуэта: сценариста Денниса О’Нила и художника Нила Адамса, которые уже привлекались к работе над комиксами о Тёмный Рыцаре. Звёздный дуэт оказал огромное влияние на комиксы DC Бронзового века, например, они, по сути, создали привычные современному читателю образы Зелёной Стрелы и Хэла Джордана.
Деннис О’Нил и Нил Адамс также максимально приблизили Бэтмена к тому, каким мы видим его сейчас
С самого начала О’Нил и Адамс поставили перед собой задачу вернуть в комиксы о Бэтмене оригинальную атмосферу Кейна и Фингера начала Золотого века. Для чего немало времени провели, штудируя старые выпуски «Детективных Комиксов» и «Бэтмена» в библиотеке DC, и даже пытались повторить некоторые находки того периода.
«Детективные Комиксы #395» (январь 1970) – первый выпуск Бэтмена Бронзового века О’Нила и Адамса
О’Нилу и Адамсу удалось максимально дистанцировать образ Бэтмена от сериала с Адамом Уэстом и вернуть серии мрачный тон и настроение. Летом 1970 года в 400-ом выпуске серии «Детективные Комиксы» зоолог Кирк Лэнгстром превратился в ужасающего Мен-Бэта. Новый противник Бэтмена станет одним из самых значимых нововведений Бронзового века, регулярно сталкиваясь с Тёмным Рыцарем, и символом изменений, происходящих в серии. Также в юбилейном номере Робин и Бэтгёрл впервые работали в команде без самого Бэтмена.
Вскоре к Мен-Бэту присоединилась невеста доктора Лэнгстона, ставшая монструозной Ши-Бэт
Другим значимым нововведением начала Бронзового века стала Лига Ассасинов. Древняя организация была введена Нилом Адамсом в комиксы о Мертвеце ещё в 1968 году, а чуть позже стала важной частью вселенной Бэтмена. Вдохновлённый фильмом о Джеймсе Бонде «На секретной службе ее Величества» и историями о криминальном гении Фу Манчу, бессмертный Ра’с аль Гул знал тайну Брюса Уэйна, а у его дочери Талии был запутанный роман с Тёмным Рыцарем.
Первое появление Лиги Ассасинов в комиксах о Бэтмене (ноябрь 1970), дебют
"Дочери Демона” Талии (май 1971), дебют Ра’с аль Гула (июнь 1971)
Не забывали и о старых злодеях. В августе 1971 года, спустя 17 лет забвения в комиксы вернулся Двуликий. Классические злодеи постепенно избавлялись от клоунского имиджа и снова начинали выглядеть опасно и пугающе.
В Бронзовом веке Бэтмен уверенно завоёвывал мультипликацию. Сначала, в 1972 году Бэтмен, Робин и несколько бэтзлодеев засветились в двух эпизодах мультсериала «Новые дела Скуби-Ду» от студии «Ханна-Барбера», в которых Динамичный Дуэт помог с расследованиями Корпорации «Тайна». В этих сериях, как и в «Приключениях Бэтмена», Брюса Уэйна озвучивал Олэн Сул. В 2002 году эти эпизоды были переизданы как «Скуби-Ду встречает Бэтмена», а несколько месяцев назад стал выходить комикс про новые встречи супергероев с Корпорацией «Тайна».
Всяческие кроссоверы были фишкой того мультсериала про Скуби-Ду
Студия «Ханна-Барбера» была весьма довольна интересом, который привлекли эпизоды с Бэтменом в «Скуби-Ду», так что вскоре началось производство мультсериала о Лиге Справедливости. И вот в сентябре 1973 года на экраны вышел первый эпизод сериала «Супер Друзья». В разных вариациях (менялся костяк команды и название, но во всех составах Супер Друзей присутствовал Бэтмен) мультсериал выходил до 1986 года (с перерывом между 1974 и 1977 годами) и пользовался большим успехом. С 1976 по 1981 даже выходила серия комиков по сериалу. В первых сезонах «Супер Друзей» Бэтмена озвучивал всё тот же Олэн Сул. Но с 1984 и до закрытия мультсериала его заменил Адам Уэст.
«Супер Друзья» стали проводником в мир комиксов для нескольких поколений американских детей
В 1977 году, одновременно с «Супер Друзьями» (что довольно редкий случай, когда две разные студии в одно время выпускают сериалы про одного героя, но Warner Bros. и Бэтмен могли себе это позволить) студия «Filmation» выпустила мультсериал «Новые приключения Бэтмена». 16-эпизодный мультфильм позиционировался как некое продолжение сериала шестидесятых, и Бэтмена с Робином в нём озвучивали звёзды того шоу: Адам Уэст и Берт Уорд. Также нашим героям постоянно пытался помочь Бэт-Майт, который лишь создавал новые проблемы.
Мрачный стиль комиксов не подходил мультфильмам, и они были ориентированы на менее взрослую аудиторию
Что касается немультипликационных воплощений, то с ними в Бронзовом веке Бэтмену не особенно везло. В актив герой может занести себе лишь появление в социальной рекламе в 1972 году, в которой Бэтгёрл объяснила Динамичному Дуэту и всем зрителям, что женщинам необходимо платить за работу столько же, сколько и мужчинам (кто вообще платит готэмским героям?..). К слову, Бэтгёрл и Робина в той рекламе снова сыграли Ивонн Крэйг и Берт Уорд, а вот роль Бэтмена исполнил Ричард Готье (Адам Уэст тогда ещё надеялся избавиться от прилипшего к нему амплуа Бэтмена).
Также в январе 1979 года «Ханна-Барбера» выпустила два часовых телевизионных спецвыпуска под названием «Легенды Супергероев». В малобюджетном телеспектакле засветились почти все значимые персонажи DC тех лет (кроме Супермена и Чудо-Женщины, уже занятых в сольных более серьёзных экранизациях). К своим ролям из сериала шестидесятых вернулись Адам Уэст, Берт Уорд и Фрэнк Горшин (Риддлер). Также в нём засветилась Охотница в исполнении Барбары Джойс.
Страница истории Бэтмена, о которой лучше не вспоминать
В комиксах начала Бронзового века ярко проявился захвативший тогда Америку интерес к китайским боевым искусствам (достаточно вспомнить Марвел с их Железным Кулаком). Весной 1975 года стартовала серия «Ричард Дракон: Боец Кунг-фу», которая оказала сильное влияние на бэтменовскую франшизу. Помимо титульного героя Ричарда Дракуновски, Бэтмен часто пересекался со злодеями этого комикса: так уже в первом выпуске появился Бронзовый Тигр, который в 1979 году убьёт Кэти Кейн; а в пятом номере дебютировала лучшая убийца Лиги Ассасинов - Леди Шива.
В 1973 году после четырёхлетнего отсутствия в комиксы вернулся Джокер. О’Нил и Адамс основательно пересмотрели персонажа, вернув его к корням. Из эксцентричного клоуна Джокер снова стал пугающим психопатом. В Бронзовом веке задержанного Джокера отправляют уже не в тюрьму, а в появившуюся в комиксах в 1974 году Больницу Аркхэм (с 1980 года – Психиатрическая Лечебница Аркхэм).
В мае 1975 года DC решилось на довольно смелый эксперимент – впервые в истории комиксов злодей получил собственную серию. К сожалению, из-за ограничений, всё ещё накладываемых Кодексом, онгоинг Джокера не смог развернуться в полную силу, и был закрыт на девятом номере.
В 1976 году редактором DC стала Дженет Кан, и именно при ней Джокер стал пугающим и опасным, как никогда ранее. Также при Кан было запущено множество новых серий. В начале 1976 года издательство даже попыталось запустить сольник Мен-Бэта, но с ним всё вышло ещё хуже, чем с Джокером, и онгоинг был закрыт уже на втором номере.
Как я уже писал, с началом Бронзового века Бэтмен всё реже работал в команде со своими помощниками. Если в первой половине семидесятых Динамичный Дуэт с участием Робина-студента ещё время от времени собирался, то во второй половине десятилетия, это стало скорее исключением, чем правилом. В DC решили больше времени уделить условно новой команде – дуэту Робина и Бэтгёрл. Для этого в 1975 году была запущена серия «Семья Бэтмена». В 1978 году серия была закрыта на 20-ом номере, а с 1980 года большую популярность завоюют «Новые Юные Титаны» с участием Робина, и Дик Грейсон совсем отдалится от Бэтмена.
В Серебряном веке DC перезапустило ряд классических героев сороковых. В 1961 году в истории «Флэш двух миров» встретились Барри Аллен и Джей Гаррик. После этого было принято, что герои Серебряного века живут на Земле-Один, а Золотого – на Земле-Два. Кроссоверы двух миров стали регулярно появляться в комиксах, включая ежегодные «Кризисы» в серии Лиги Справедливости. Авторы начинали активно развивать тему Мультивселенной DC, впервые появившейся ещё в комиксах 50-ых о Чудо-Женщине, и в «Лиге Справедливости Америки #29» (август 1964) впервые появилась Земля-Три с "обратными” злыми версиями героев, в том числе и Оулменом.
В «Лиге Справедливости Америки #82» (август 1970) Бэтмен с Земли-Два впервые появился в комиксах именно как житель Земли-Два. В отличие от Флэша или Зелёного Фонаря, в истории Бэтмена не было чёткого деления на две эпохи, так что авторы часто ориентировались, так сказать, "на глазок”. Но в 1976 была возрождена серия «Звёздные Комиксы» (с закрытием которой многие связывают конец Золотого века DC), а события, творящиеся на Земле-Два начал курировать сценарист Пол Левитц.
Он переписал и дополнил биографию Бэтмена Золотого века. По осовремененной версии, именно Бэтмен и Супермен основали Общество Справедливости Америки, приложив все усилия к победе над нацистами. После войны Брюс женился на исправившейся Женщине-Кошке (бедная Бэтвумен…), а когда у них родилась дочь Хелена, Уэйн оставил героическую жизнь, но стал комиссаром Готэма вместо ушедшего в отставку Гордона. Когда Хелена выросла, она стала бороться с преступностью как Охотница, в чём ей активно помогал Дик Грейсон. Также старый Бэтмен оказался неисправимым курильщиком, из-за чего у него со временем нашли смертельную форму рака. Но всё же, он умер как герой, в последний раз надев костюм Бэтмена на битву со злодеем Биллом Дженсеном.
Пол Левитц с 1977 года и до сих пор продолжает описывать приключения Хелены Уэйн
с Земли-Два (например, в серии из 52 Новинок «Элита Миров»)
Бэтмены двух миров (последний выпуск «Отважных и Смелых»); конец первого Бэтмена
История Бэтмена с Земли-Один также продолжала обрастать новыми подробностями, что неминуемо начало создавать определённую путаницу в умах. Раньше комиксам это прощалось, но в их становлении как более серьёзной литературы данную проблему необходимо было решать. До «Кризиса на Бесконечных Землях» было ещё полдесятка лет, но пока, в 1980 году, из-под пера Пола Левитца и сценариста Лена Уина вышла серия «Нерассказанная легенда о Бэтмене». Она стала не только первой мини-серией в истории героя, но ещё и попыткой логично и последовательно рассказать историю становления Бэтмена для нового читателя. «Легенда» стала главным успехом двухлетнего пребывания Левитца на посту главного редактора Бэтмена, после того как в 1979 году Джулиус Шварц решил полностью сосредоточить свои усилия на сериях о Супермене.
В мини-серии рассказали не только ориджин Бэтмена, но и обновлённые истории других главных персонажей франшизы
В 1976 году DC и Марвел устроили "Битву века”, сведя в одном комиксе своих главных звёзд – Супермена и Человека-Паука. В сентябре 1981 года издательства решили, что пришло время столкнуть двух других своих топовых героев. Выбор пал на Бэтмена и Халка. В дальнейшем вышло ещё несколько подобных кроссоверов.
Один Брюс хорошо, а два лучше
В обновлённых мрачных комиксах Бэт-Майту не было места, но иногда выходили такие неканоничные "воображаемые” истории
Также в 70-ые годы выходила популярная антология «Буль», в которой "дисишники” не стеснялись смеяться сами над собой
В 1981 Пол Левитц оставил Бэтмена, отдав редактуру в руки Дика Джордано, который работал над комиксами о Тёмном Рыцаре с самого начала Бронзового века. Но уже через год Джордано также ушёл на повышение, и у руля бэтменовских историй встал Лен Уин. Считающий себя больше писателем, чем редактором, Уин был сторонником довольно мягкого подхода к управлению командой. Самым значимым достижением при нём стало введение в комиксы Джейсона Тодда.
К этому времени в редакции пришли к выводу, что Бэтмену всё же необходим помощник, но Дик уже был лидером популярных Юных Титанов и не подходил на эту роль. Тогда, было решено ввести в комиксы нового героя. Поначалу происхождение Тодда копировало историю Грейсона. Он также был сыном циркачей, погибших от рук Убийцы Крока (они дебютировали в комиксах одновременно).
После «Кризиса на Бесконечных Землях» история и образ Джейсона будут серьёзно
переписаны, и не все изменения найдут положительный отклик у читателей
"Передав” Тодду плащ Робина, Дик сначала простился с этим образом, а вскоре принял новый – Найтвинга
В июле 1983 года из-за разногласий в команде Бэтмен покинул Лигу Справедливости и собрал новую команду Аутсайдеров из не вписывающихся в привычные рамки героев. В августе стартовала новая серия «Бэтмен и Аутсайдеры».
Бэтмен будет оставаться лидером команды вплоть до закрытия серии в 1986 году
Со временем в комиксах DC накопилось слишком большое количество нестыковок. В том же Бэтмене никак не объяснялось, почему Дик Грейсон превратился из подростка в мужчину, а Брюс Уэйн за это время почти не изменился. Наличие же в комиксах старых глупых персонажей и сюжетов мешало развивать современные мрачные и сложные истории. Поэтому в апреле 1985 году, к пятидесятилетнему юбилею издательства, DC запустили макси-серию на 12 номеров под названием «Кризис на Бесконечных Землях».
В глобальном катаклизме погибла старая Мультивселенная, и истории персонажей DC, по большому счёту, начались заново. Отныне авторы были вольны писать Бэтмена так, как им вздумается, а все Бэт-Гончие, Бэт-Майты, Бэтвумен и прочие неоднозначные моменты были решительно стёрты из бэт-биографии.
История DC отныне будет разделена на "докризисную” и "посткризисную”
Также, во время «Кризиса» в августе 1985 дебютировал злодей "нового типа” – Чёрная Маска
«Кризис на Бесконечных Землях» стал концом Бронзового века DC. Недаром его слоганом было: «Вселенная DC никогда не будет прежней». Самой большой проблемой для авторов Бэтмена в нём стало то, что, несмотря на все их усилия, продажи комиксов в это время оставались на среднем уровне. Бронзовый век может показаться скучным временем: Бэтмена никто не обвинял в растлении молодёжи, не выходили сверхпопулярные экранизации, тиражи не взлетали до небес. Но в это время над комиксами о Тёмном Рыцаре работали лучшие авторы DC. Именно тогда были созданы важные пласты франшизы, как Лига Ассасинов, а сам Бэтмен стал мрачнее и серьезнее. В Бронзовом веке был создан фундамент, на который после опирались и которым вдохновлялись Алан Мур и Фрэнк Миллер, Тим Бёртон и Брюс Тимм.
Теги: История Бэтмена, Бронзовый век, Бэтмен, Batman, Neal Adams, Dennis ONeil, Paul Levitz, Мен-Бэт, Рас аль Гул
Ваше мнение