К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

10-01-2015, 09:39 \ Bat-bat
Статью подготовил Bat-bat.
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Малкольм Уиллер-Николсон родился в Гринвилле, штат Теннеси, 7 января 1890 года. Практически одновременно с зародившимися в те годы в Америке газетными стрипами, ставшими прямыми предшественниками современного героического комикса. Дедом Малкольма был Кристофер Уиллер – герой Гражданской войны, кавалерист и хирург, который после окончания войны основал популярную газету "Herald and Review", существующую и по сей день. В дальнейшем именно дед стал как примером для Малкольма, так и прообразом многих персонажей его историй. Дочь Кристофера и мать Малкольма Антуанетта Уиллер была активной участницей движения суфражисток и одной из первых а Америке стала писать для женских журналов. Неудивительно, что свои первые истории для местной газеты юный Малкольм начал писать ещё в школе. Пусть в семье не жили особо богато, зато дети получили отличное образование, а частыми гостями в их доме были такие звёзды тех лет, как Редьярд Киплинг и Теодор Рузвельт. Помимо книг, Малкольм увлекался верховой ездой, что и предопределило его будущее. В девятнадцать лет он поступил в престижную американскую военную академию, которую закончил за два года вместо четырёх. После чего началась полная приключения военная карьера Николсона: он охотился за лидером мексиканских повстанцев Панчо Вилья, воевал в джунглях Филиппин, разработал быстрейшую на тот момент методику развёртывания пулемётных расчётов, был одним из лучших игроков страны в поло. Малкольм стал самым молодым майором в истории американской кавалерии и одним из самых молодых в истории всей армии. С 1915 года он начал служить в американской разведке.
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

В 1917 году Уиллер-Николсон был прикомандирован к японскому посольству в Хабаровске в качестве военного наблюдателя, где он смог своими глазами увидеть размах российской революции и гражданской войны. Впоследствии майор очень высоко отзывался о воинском мастерстве русских, но также часто упоминал невероятную жестокость, с которой стороны тех событий относились друг к другу.
 
 
После окончания Первой мировой войны Малкольм оказался в Европе. В 1920 году он женился на шведской аристократке Эльзе Бьёркбом. Казалось бы, можно дальше жить да радоваться, но тут в дело вступила много раз ещё проявившаяся неуступчивость майора. Наблюдая, как после Великой войны европейские армии перестраиваются по новому образцу, Уиллер-Николсон понял, что американская военная система страдает от множества фатальных проблем, начиная расизмом и заканчивая бюрократией. Все попытки как-то повлиять на ситуацию оставались проигнорированными, и в конце концов Малкольм пошёл на крайние меры, написав открытое письмо президенту Гардингу. После чего на неуступчивого майора было совершено покушение, и он чуть не погиб от выстрела из засады. Мать Николсона использовала все свои журналистские связи, так что суд снял с майора обвинения в государственной измене, но стало ясно, что его военной карьере настал конец. Так началась новая и не менее интересная глава жизни Малкольма Уиллера-Николсона.
 
 
Уже в 1922 году он выпустил свою первую книгу о роли кавалерии в современной войне, на которую до сих пор ссылаются многие военные историки. Вскоре вышла и первая художественная книга майора в стиле детектива-вестерна. В 1925 году Николсон начал издательскую деятельность, В эти же годы он впервые обратился к жанру комикса, написав несколько переработок известных романов вроде "Трёх мушкетёров" или "Острова сокровищ", а также написав несколько оригинальных сценариев. Но грянувшая Великая депрессия и финансовый кризис вскоре заставили вернуться в семью, в которой на тот момент было уже четверо детей, назад в Америку.
 
 
В начале тридцатых годов Уиллер активно печатался в так называемых "пульпах”, невероятно популярных массовых журналах. Писал вестерны и исторические приключения, выпустил много работ о России, стране, о которой знал не понаслышке. Всего за свою карьеру Малкольм написал, не считая выпущенных под псевдонимами, почти полторы сотни романов, повестей и рассказов, четыре книги по военной стратегии и сотни статей. Хоть и многие злопыхатели позднее пытались опровергнуть успехи майора, доказывая, что его достижения надуманы и переоценены (об этом будет сказано ниже), факты говорят за себя.
 
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Работы Малкольма печатали многие известные журналы, и он не раз был номинирован на престижные премии.

Что касается комиксов, то на рынке к 1935 году складывалась весьма нерадостная картина. Комиксы все ещё считались низшей формой искусства и существовали в рамках полос для газет. В 1934 году начал выходить отдельный сборник таких историй "Famous Funnies", который попался на глаза Уиллеру-Николсону, и тот решился на небывалый эксперимент: создать собственное издательство и выпускать абсолютно новые сюжеты, а не какие-то перепечатки. Большинство окружающих признало идею нелепой и провальной, но майор не привык пасовать перед трудностями. И так осенью 1934 года история компании DC Comics началась с того, как Уиллер-Николсон арендовал небольшое помещении в одном из домов Нью-Йорка и перетащил туда несколько стульев и стол для покера.
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

То здание существует до сих пор. Первый офис DC располагался на предпоследнем этаже.
 
Многим казалось, что выпускать развлекательные комиксы в один из тяжелейших периодов истории страны не только глупо, но и чуть ли не оскорбительно, но майор смог собрать вокруг себя команду пионеров индустрии. Одним из единомышленников майора был Ллойд Жаке, который умудрился стать редактором не только первого комикса в истории DC, но также и первого выпуска Марвел (забавный факт, не так ли). Также Николсон сотрудничал с Максом Гейнсом, инициатором выпуска "Famous Funnies" и родоначальником одной из самых знаменитых династий в истории комиксов (про его сына Уильяма Гейнса, в 50-е совершившего переворот в индустрии, я немного упоминал в статье, посвящённой 75-летию Бэтмена). В последующие годы Максвелл Гейнс принял непосредственное участие в появлении в комиксах таких персонажей, как Зелёный Фонарь, Чудо-Женщина и Хоукмен. Под руководством Малкольма и Ллойда был создан комикс, ставший, без преувеличений, первым комиксом новой эры.
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Появившийся на Нью-Йорских прилавках 11 января 1935 года "New Fun: The Big Comic Magazine" стал первым номером комиксов, состоящим полностью из оригинального материала, а не перепечаток старого. Весь сборник кроме обложки был чёрно-белым, а каждая история занимала не более одной страницы. Также в выпуск были включены кроссворды, обзоры фильмов и радиопостановок, статьи по моделированию и домоводству, добавленные Малкольмом в журнал по совету жены Эльзы. Также впервые в комиксах появилась реклама. На обложке была расположена история ковбоя Джека Вудса, ставшего первым героем в истории DC Comics. В целом это был стандартный персонаж поп-культуры 30-ых, только перенесённый в более современный сеттинг по сравнению с классическими вестернами, в чём можно увидеть явное влияние майора.
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Газетная заметка, скромно возвестившая о начале новой эры.

К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Художник Лаймен Андерсон рисует обложку для первого комикса в истории DC.

Первые выпуски года "New Fun" выходили нерегулярно. После четвёртого выпуска Ллойд Жаке оставил серию. Но в комиксе появлялись новые истории, старые обретали цвет, а распространяемый через газетные киоски тираж более-менее, но распродавался.
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Эмма МакКин стала первой женщиной, чьи работы оставили след в современной истории комиксов.

К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Работы другой леди Серены Саммерфилд больше напоминали иллюстрации к Жюлю Верну, чем характерную для 30-х годов приключенческую фантастику.

К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

До появления Чудо-Женщины было ещё несколько лет, и девушки в комиксах в то время в основном изображали классических "красоток в беде". Но для популярных бесстрашных шпионок (кстати, во время войны мать Малкольма консультировала разведку), конечно, делалось исключение.

Но, возможно, главным успехом Уиллера-Николсона стало приглашение в компанию в 1935 году двух совсем молодых людей: сценариста Джерри Сигела и художника Джо Шустера. Малкольм сразу разглядел в них потенциал, и в шестом выпуске "New Fun" они дебютировали сразу с двумя историями: одна из них была о мушкетёре Анри Дювале и не стала особо успешной. Но во второй они ввели в комиксы Доктора Ричарда Оккульта. В отличие от остальных героев "каменного века”, он не пропал в пучине истории, а регулярно появляется в комиксах до сих пор, и даже засветился в "Тёмной Лиге Справедливости" 52 Новинок. Так что можно сказать, что Вселенная DC зародилась именно в этот момент.
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Напоминает кое-кого, не правда ли? (Сигел и Шустер иногда работали под различными псевдонимами).

С седьмого выпуска "New Fun: The Big Comic Magazine" сменили название на более лаконичное "More Fun", а после на "More Fun Comics". С декабря 1935 "National Allied Publications”, как тогда называлось издательство, расширило свою линейку, запустив вторую серию комиксов, которая так и называлась "New Comics". Сменив вскоре название на "Adventure Comics", комикс стал одним из самых "долгоживущих”, выходя аж до 1983 года.
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Но одна "лицензия" в ранних комиксах Николсона всё-таки была: они смогли заключить договор на изображение в комиксах Кролика Освальда, одного из первых творений Уолта Диснея, созданного ещё для Universal Pictures в 1927 году.

К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

А так в комиксах дебютировали будущие создатели Бэтмена: Билл Фингер и Боб Кейн (разумеется, здесь Вы можете увидеть имя только последнего).

Несмотря на все успехи, особых выгод издательство не приносило, и семья Малкольма жила так же бедно, как и большинство простых американцев в эпоху Великой депрессии. По воспоминаниям очевидцев, офис издательства напоминал что-то среднее между проходным двором, где постоянно крутились ищущие работу художники, и полем боя с типографиями, банками и распространителями. Понимая, что им необходимо расширяться, Уиллер-Николсон обратил внимание, что на рынке комиксов совершенно не представлены современные детективные истории. Так зародился концепт "Detective Comics", которые вскоре дадут компании их известнейшего героя и само название. К сожалению, из-за проблем с финансированием Малкольм был вынужден искать новых партнёров.
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Гарри Доненфелд всегда был хорошим пиарщиком ("День Супермена" 1938 год).

Гарри Доненфелд (1893-1961) был полной противоположностью главного героя этой статьи. Сын эмигрантов, он всегда искал пути побольше зарабатывать при минимуме усилий. С молодости он бравировал знакомством с влиятельными гангстерами тех лет (может, это было и преувеличением, но широкие связи Гарри в среде коррумпированных чиновников ещё сыграли свою роль в истории). Пока одни возили через канадскую границу контрабандную выпивку, Доненфелд занимался провозом незадекларированной бумаги для своей типографии. На волне успехов бульварной литературы он занялся выпуском журналов, добавив для привлечения внимания чуть больше эротики и жестокости, чем было принято. Вряд ли бы что-то из тех пульпов шокировало современного читателя, но в пуританские 30-е это приравнивалось к порнографии, за которую вполне можно было сесть в тюрьму. Собственно, Гарри Доненфелд чуть и не попал туда, но уговорил одного работника "отмотать срок" за себя, пообещав ему за это пожизненное трудоустройство после выхода из тюрьмы. Поняв, что времена меняются Доненфелд решил заняться менее рискованным бизнесом.
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Обложки для многих журналов Доненфелда рисовал молодой художник Хью Дж. Уорд, создавший один из каноничных портретов Супермена, украсивший редакцию DC.

К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Джек Лейбовиц (1900-2000) – выходец из Российской Империи и бухгалтер Доненфелда, долгие годы работал на DC, продвигал Супермена в кино и на телевидение, до 1991 года был членом правления Warner Communications. Хотя историки комиксов до сих пор не пришли к какому-либо однозначному выводу о его роли в развитии компании в первые её годы.
 
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Выходили в те годы и сборники-перепечатки уже ранее изданного материала.

Обложку для первого выпуска новой серии нарисовал Вин Салливан (1911-1999) – многолетний редактор DC, принявший самое непосредственное участие в появлении Бэтмена и Супермена. На обложке был изображён очередной злодей в стиле Фу Манчу – криминального гения, олицетворявшего восточную (в первую очередь китайскую) угрозу для США во времена массовой эмиграции. Со временем он стал для западного мира одним из каноничных архизлодеев наравне с Фантомасом и Доктором Мориарти. В разные годы образ Фу Манчу воплощали такие известные актёры как Борис Карлофф, Кристофер Ли и Николас Кейдж. Неудивительно, что подобные злодеи (а среди них потом появятся и марвеловский Мандарин, и дисишный Рас аль Гул, и злодеи из Джеймса Бонда и Доктора Кто) были уже в первом выпуске "New Fun". Со временем издательство смогло даже купить права на официальные газетные комиксы по Фу Манчу, которые выходили в "Детективных Комиксах", и планировали со временем сделать его главной звездой серии, но тут появился Бэтмен, и наш китайский друг стал неинтересен.
 
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Если же вернуться в 1937 год, то для создания центрального героя "Детективов" Малкольм снова обратился к Сигелу и Шустеру. Так появился Слэм Брэдли – главная звезда издательства до появления Супермена, рубаха-парень, раздающий оплеухи врагам (конечно же, азиатам) направо и налево и, как и другие герои серии, не сильно напрягающий свой мозг особыми детективными раздумьями. Это, собственно, и роднило его с ранним Суперменом. Впрочем, элементы Супермена можно найти и в других героях творческого дуэта, например, в Барте Ригане, тщательно скрывавшем свою работу шпиона от дотошной подружки. Что касается Слэма Брэдли, то его популярность позволила ему продержаться в веке супергероев аж до 1949 года, да и даже сейчас иногда выходят комиксы с его участием.
 
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Джерри Сигел и Джо Шустер пришли в издательство из мира фэнзинов – любительских журналов, которые делали фанаты и для фанатов. В 30-е годы стремительно формировалось сообщество фанатов научной фантастики, а позднее и комиксов, многие из которых потом стали весьма влиятельными людьми в индустрии. Проводились и первые съезды, ещё мало похожие на современные многотысячные Комик-Коны.
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Ранний фэнзин от создателей Супермена.

К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Программка первой конвенции и её посетители (второй слева – будущий создатель Серебряного века и десятков героев Джулиус Шварц, справа – создатель Аквамена и Зелёной Стрелы Морт Вайсингер, среди остальных видные писатели и редакторы тех лет).

В то время, как официальные власти и СМИ всё ещё считали комиксы бросовой литературой, которая не проживёт и нескольких лет, у них нашёлся неожиданный защитник. Мэром Нью-Йорка, который тогда был не только культурной столицей, но явно претендовал и на статус комикс-столицы, был Фьорелло Ла Гуардия. Один из самым популярных политиков в истории этой должности, он не раз повлиял на мир комиксов. Боролся в 30-е с расистскими историями, вроде тех, что выпускались издательством Доненфелда, приветствовал появление Капитана Америки и даже предоставил Ли и Дитко защиту (комикс вышел ещё до вступления Америки в войну и был неприветливо встречен немецкой диаспорой), а во время забастовки газетчиков даже читал истории из комиксов по радио, чтобы дети не оставались без любимых героев. Таким образом комиксы постепенно выходили из культурного гетто.
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Мэр с любимой литературой.

Возникает вопрос, знал ли Малкольм Уиллер-Николсон о Супермене, история появления которого является многолетней мучительной головной болью для боссов компании. По воспоминаниям очевидцев не только знал, но и всячески поддерживал его идею, считая, что именно такой идеальный герой необходим современной Америке. Известно, что работа над первым выпуском "Action Comics" началась, когда Малкольм ещё работал в издательстве.
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Обложка современного журнала о комиксах, выпуск которого был посвящён Малкольму Уиллеру-Николсону.

Николсон, Доненфелд и Лейбовиц создали "Detective Comics Inc", линейка издательства расширилась, что положительно сказалось на доходах издательства. Увеличивались тиражи, к выходу готовили новые серии. В подарок на новый 1938 год Доненфелд подарил Малкольму и его жене путёвку на Кубу с пожелание набраться сил и вдохновения для новых историй. А по возвращению Николсон обнаружил новый замок на дверях своего кабинета. В его отсутствие Доненфелд сразу же подал в арбитражный суд обвинение за неуплату взносов и долги. Конечно, у Уиллера-Николсона были финансовые проблемы, да и в нюансах бизнеса он разбирался не так сильно, и, скорее всего, действительно мог быть неправ, но это не отменяет общего цинизма ситуации, и что судьёй на процессе был давно прикормленный по старым тёмным делишкам дружок Доненфелда. Через пару месяцев вышел "Action Comics #1", в котором дебютировал Супермен, и лицо индустрии вкупе с её доходами изменилось навсегда. Как это было с Сигелем, Шустером или Фингером, официальное DC предпочло "забыть" эту нелицеприятную историю своих истоков. И в чём-то их понять, конечно, можно.
 
 
Впоследствии некоторые участники той истории, чтобы обелить себя, стали утверждать, что Николсон "продал компанию", в крайнем случае "продал при запутанных обстоятельствах”. Говорили, что он был плохим начальником, требовал, чтобы к нему обращались только как к "майору", устраивал военщину и прочее, что не раз было опровергнуто многими людьми, с которыми работал Малкольм. Сам же Уиллер говорил, что история всех рассудит, и до конца своих дней отказывался давать комментарии на эту тему. Предательство партнёров стало для него тяжёлым ударом. Он продолжил писать статьи на разные политические и военные темы, в конце 40-х неожиданно увлёкся химией и даже создал несколько новых типографских красок. Но появившееся недоверие к различным контрактам и соглашениям не дало ему получить все возможные выгоды от этих разработок.
 
 
1 сентября 1965 года в Нью-Йорке умер Малкольм Уиллер-Николсон. Писатель, который писал приключенческие истории, и жизнь которого сама могла дать фору любому приключенческому роману. Новатор, который создал новый жанр, ныне ставший пластом поп-культуры. Издатель, создавший одно из самых популярных издательств в мире комиксов. Человек, о котором сейчас не принято особо вспоминать. Сложилось мнение, что супергероика просто взяла и зародилась в нужное время и в нужном месте в среде нескольких еврейских эмигрантов и мгновенно стала культурным событием. Но был не выдуманный, а реальный герой, объединивший и ставший примером для многих поколений нарисованных персонажей.
 
 
В 2008 году Малкольм Уиллер-Николсон был включён в Зал Славы комиксов имени Уилла Айснера.
 
 
К 125-летию со дня рождения М.Уиллера-Николсона и 80-летию со дня выхода первого комикса DC

Ваше мнение

Kal-Ust
10 января 2015 09:39 #1
Kal-Ust
Спасибо большое! Очень интересная статья!
Hellspawn
10 января 2015 10:27 #2
Hellspawn
Побольше бы статей в обще) Молодец
BarsETKA
10 января 2015 11:30 #3
BarsETKA
Фанаты делают для фанатов. Это ключевая фраза, которая характеризует их, создателей такого массивного движения. Но и к нам она тоже относится.
Великолепная статья. Благодаря Бэт-бэту русскоязычная часть комикс-индустрии может взглянуть на комиксы под другим углом и подчерпнуть для себя много нового и интересного.
Если это возможно, то я хотел бы "заказать" статью ) Мне вот интересны события, которые происходили в этой индустрии. Я помню, что было фанатичное сжигание комиксов.
PrAl
10 января 2015 13:45 #4
PrAl
Спасибо большое. Очень интересно узнать откуда же это все пошло.
dr.Tolstiy
10 января 2015 15:06 #5
dr.Tolstiy
Супер статья огромное спасибо автору очень интересно.
blue_beetle
10 января 2015 17:54 #6
blue_beetle
Круть! Спасибо большое! Великолепная статья!
Jay
10 января 2015 19:20 #7
Jay
Спасибо.Было очень интересно)))
alive
10 января 2015 20:37 #8
alive
Спасибо за познавательную статью!
zemixboy
15 января 2015 05:37 #9
zemixboy
нереальная статья, ну и автора приложившие к переводу руку молодцы!
эпик! bomb

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.