История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком

29-04-2014, 13:04 \ Bat-bat
Статью подготовил Bat-bat.


 

Трудно сказать, когда именно закончился Золотой век супергероических комиксов. Одни утверждают, что сразу после конца Второй Мировой, когда упал интерес к военным историям. Некоторые даже выделяют короткий «Атомный век», когда после бомбардировок Японии в комиксах стала активно муссироваться тема всего, к чему можно было привязать эпитет "ядерный” (Бэтмена, впрочем, это сильно не коснулось). Другие пишут, что Золотой век ДиСи закончился в 1951 году, когда популярная серия «Звёздные Комиксы», о которой упоминалось в первой части, сменила тему, и вместо супергероев, в ней стали писать про дикий запад. А кто-то вообще делает вид, что Золотой век медленно так себе затухал вплоть до начала Серебряного. Но то, что творилось в эти годы, золотым временем можно назвать с очень большой натяжкой.

 

 

Начиная примерно с 1943 года Бэтмен всё дальше отходил от изначальной идеи, заложенной Кейном и Фингером, а после Второй Мировой эта тенденция проявилась ещё сильнее. При этом над комиксами о герое в основном работал всё тот же "золотой” состав, а вот причин смены концепции могло быть несколько. На волне успеха после появления Супермена рынок оказался переполнен героями всех мастей. Неудивительно, что когда жанр вскоре "выдохся” и уже не смог предложить чего-то нового, интерес к нему начал неумолимо падать. К началу 50-х количество закрытых супергероических серий исчислялось уже десятками. Бэтмен стал одним из немногих героев, продолжающих публиковаться, причём даже не в одном, а в двух онгоингах, плюс, постоянные появления в «Самых замечательных комиксах мира». На волне спада интереса к супергероике, американские комикс-издательства начали активно развивать другие жанры. Вскоре рынок оказался заполонён вестернами, романтическими, юмористическими, мистическими, детективными и другими историями всех мастей.

 

 

Другая тенденция – это ориентация на всё более молодую аудиторию. А любовь детей к "слишком жестоким историям” вызвала бы слишком сильную негативную реакцию, которая бы могла покончить с издательством. Первые нападки на ДиСи начались уже в 1940 году, и чтобы сдержать их, год спустя издательство начало сотрудничать с так называемым "попечительским советом”, состоящим из известных психиатров и общественных деятелей. Их имена, печатаемые в каждом выпуске, должны были доказать "моральную и нравственную чистоту” продукции ДиСи. И на какое-то время это сработало. Но не навсегда. Тогда же началась тенденция "осуперменивания” Бэтмена. Издательство решило, что если Супермен – главная и самая продаваемая звезда компании, то можно поднять продажи Бэтмена, включая в его серию всё больше фантастических элементов, если уж старый подход стал неприемлем. Вот только Бэтмен изначально был совершенно другим героем, и играть на этой непохожести издательство научится чуть позже.

 

 
А у недовольных дурным влиянием комиксов тем временем появился лидер – психиатр Фредрик Вертам. Последователь теорий Фрейда, Вертам представлял собой того самого человека, который искренне убеждён в своей правоте и готов смести на пути к цели всё, прямо как африканский носорог. Работая в открытой им клинике с самыми неблагополучными подростками, Фредрик Вертам пришёл к выводу, что всему виной кино и комиксы. В 1948 году он прочитал ряд лекций, основной посыл которых был заключён в тезисе: «Комиксы популяризуют среди молодёжи идеи коммунизма, ранних половых отношений и расовой дискриминации». Эти семена упали на благодатную почву. После Второй Мировой на фоне падения экономики, роста преступности, бывших солдат, не спешивших адаптироваться к мирной жизни, заниматься детьми многим было банально некогда. Как итог, резкий рост подростковой преступности. А тут чётко и ясно говорят, кто во всём виноват. В 1948 году по Америке прошла волна акций по торжественному сжиганию комикс-продукции, а многие издатели задумались, есть ли смысл рисковать с "взрослыми” сюжетами. Знали бы они, что это всего лишь цветочки, а ягодки от Вертама ещё ждут своего часа.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


Но и в эти непростые годы франшиза о Бэтмене продолжала жить и обрастать новыми элементами. В то время как одни злодеи пропадали из комиксов, а другие становились всё менее зловещими, большую роль начала играть Женщина-Кошка. Именно тогда сформировался её каноничный образ не лишённой благородства преступницы, мечущейся между добром и злом. Любопытно, что изначально роль такого "двойственного” персонажа Билл Фингер готовил для Двуликого, но из-за проблем последнего с цензурой адаптировал её для Селины Кайл.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


К 1947 году сформировался образ Кошки, а в «Бэтмене» #62 (декабрь 1950 года) Фингер описал историю её происхождения, включающую амнезию, приведшую к двойной жизни


В июне 1948 года вышла обновлённая история происхождения Бэтмена. В новом ориджине больше внимания было уделено Джо Чиллу – человеку, убившему родителей Брюса Уйэна, а также в духе веяний времени тому, что Марта Уэйн погибла не от пули. При виде умирающего мужа у неё остановилось сердце. В отличие от истории 1939 года, на этот раз Фингер и Кейн не рискнули показать такую жестокую сцену, опасаясь обвинений от слишком активных граждан.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


В остальном новый ориджин мало отличался от версии «Детективных Комиксов» #33, даже авторы были те же самые


В октябре того же года в комиксах дебютировал новый злодей – Риддлер. Через выпуск он вернулся, чтобы ещё раз задурить головы нашим борцам со злом, а после… пропал почти на двадцать лет.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


Первая версия злодея оказалась несколько "сырой” и не нашла заметного отклика у аудитории, но даже это краткое появление впоследствии сыграет важную роль в судьбе всей франшизы


В 1949 году Бэтмен вернулся в кинотеатры. Новый сериал назывался «Бэтмен и Робин» и так же как и версия 1943 года состоял из 15-ти двадцатиминутных серий. Титульных героев в нём сыграли Роберт Лоури и Джонни Дункан соответственно. Также в этой версии засветились введённая в комиксы всего годом ранее журналистка Вики Вейл и комиссар Гордон. Динамичному дуэту снова противостоял злодей не из комиксов, некий Волшебник, обладающий устройством, контролирующим любую технику в Готэме. Несмотря на то, что по сравнению с первым киносериалом, сюжет стал интересней и не таким политизированным, в популярности «Бэтмен и Робин» уступили старой версии. Основная проблема тут опять же была в мизерном бюджете, да и интерес к Бэтмену за шесть лет несколько упал.

Любопытно, что Роберт Лоури до этого сыграл в «Знаке Зорро» 1940 года, в будущем в комиксах именно на этот фильм пойдёт чета Уэйнов в ночь их гибели.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


В своих воспоминаниях Боб Кейн утверждал, что, несмотря на все их недостатки, два киносериала сильно подстегнули продажи комиксов о Бэтмене


В комиксах появлялось всё больше классических бэтзлодеев. В 1950 году дебютировал Дэдшот, через год – Убийца-Мотылёк, ещё год спустя – Светлячок. В 1951 году в «Детективных Комиксах» #168 Фингер рассказал историю Красного Колпака и его становления как Джокера.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


И вот, в июле 1952 года вышел, наверное, самый важный комикс этого "переходного периода” ДиСи между двумя веками. В предыдущих выпусках можно найти любопытные предпосылки к этому событию. Так в «Бэтмене» #45 Брюс Уэйн впервые в своей серии дал понять, что знает о Супермене, воскликнув в образе Самсона бьющегося с пособниками Женщины-Кошки: «Да что может этот Супермен, чего не могу я…» А в «Детективных Комиксах» #156 мелькнул Робин, читающий «Action Comics».

 

 
Вы уже догадались, что речь идёт о первой полноценной встрече двух величайших героев ДиСи. Казалось бы, идея создать команду из Бэтмена и Супермена витала в воздухе, но решились на подобный эксперимент авторы только в 76-ом выпуске серии «Супермен». В этом номере наши герои узнали тайные личности друг друга, а в конце решили, что работать вместе ради спасения мира – это отличная идея! Продажи тут же выросли, сюжет первого кроссовера со знакомством на корабле обыгрывался в ДиСи ещё множество раз, а сама история стала источником вдохновения для будущих командных комиксов Серебряного века. В скором времени в «Самых замечательных комиксах мира» помимо сольных приключения героев стали регулярно появляться и совместные истории, что подняло продажи серии. Объединялись не только герои, и в 1957 году Бэтмену с Суперменом впервые противостоял криминальный дуэт их главных антагонистов – Джокера и Лекса Лутора.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


На фоне готовящегося суперблокбастера Зака Снайдера дуэт Бэтмена и Супермена также актуален, как и в 1952 году


И до 1954 года в комиксах о Бэтмене возник небольшой застой, авторы развивали ранние идеи, и сложно выделить что-то интересное. Хотя... в феврале 1953 года впервые вышел комикс о Бэтмене, на обложке которого была изображена огромная горилла. Это стало особым фетишем ДиСи, когда один из редакторов компании обнаружил, что выпуски с обезьянами на обложке продаются чуть ли не в два раза лучше, чем обычные.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


Бэтмен не избежал подобной участи…


История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


В 1953 году также впервые вышел комикс о Бэтмене во всегда модном формате 3D


И грянул 1954 год. Самоё тёмное время в истории комиксов. Но сначала ещё немного истории. Как я уже писал выше, авторы комиксов в те годы находились под жёстким гнётом и, часто опасаясь общественного мнения, ограничивали себя в выборе сюжетов и тем. Но находились люди, не боявшиеся Вертама и его последователей. И первым среди них был Уильям Гейнс. Не последний человек в мире комиксов (его отец Максвелл Гейнс был одним из сооснователей ДиСи), он решил выпускать комиксы для более взрослых читателей, чем было принято, и основал издательство «EC Comics». Бывший военный, Билл изначально сделал ставку на таких же ветеранов Второй Мировой (юмористические и патриотические комиксы были широко распространены на фронте, и Гейнс верил, что после войны читатели захотят чего-нибудь "пожёстче”) и фактически принёс в комиксы жанр ужасов. В скором времени на рынке оказалось огромное количество различных хорроров и криминальных историй, успех которых даже вернул веру в возможность возвращения мрачного стиля начала Золотого Века в комиксы о Бэтмене. Так в феврале 1954 года Билл Фингер в очередной раз попытался вернуть в комиксы Двуликого.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


"Лебединая песня” Золотого века


Успех EC Comics не мог не вызвать ответной реакции защитников нравственности. Все их попытки цензуры после 1948 года оказались недейственными перед волной новых комиксов, пока в 1954 году не вышла книга Фредрика Вертама с говорящим названием «Совращение невинных». В новом труде автор не стесняясь писал, что все наблюдаемые им малолетние преступники читали комиксы (правда, в те годы в Америки было весьма непросто найти подростка, не читающего комиксы), выдавал совсем клинические случаи за средние показатели, и в качестве доказательств приводил самые неприятные и шокирующие страницы из современных комиксов (а в EC было немало историй, что не каждый взрослый выдержал бы, не говоря уже про многочисленные издательства-подражатели). Эффект вышел даже мощнее, чем в 1948 году. Дело дошло до сената, где у Вертама нашлись сторонники. Были замешаны и издатели-конкуренты, стремящиеся выдавить с рынка компанию Гейнса. Бурные судебные слушания закончились тем, что перепуганные крупные издательства разработали и утвердили «Кодекс Американской Ассоциации Журналов Комиксов», который должен был жёстко регулировать проявления насилия и сексуальности. EC было практически уничтожено. Впрочем, Гейнс сделал ставку на юмористический журнал комиксов «Псих» и вскоре сделал его популярнейшим проектом подобного рода в США. В 60-е журнал был продан Warner Bros. и фактически влился в ДиСи Комикс. Пародийные версии Бэтмена и Робина из «Психа» даже появились в одной из серий «Бэтмена: Отважного и Смелого».

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


Первое появление Бэт Боя и Рубина в любимом журнале Барта Симпсона (конец 1953 года)


Негативный эффект Кодекса сразу же стал заметен в комиксах. Женщина-Кошка, в которую было вложено столько сил, пропала на целых двенадцать лет (злодейки Кодексом не приветствовались). Был кардинально пересмотрен образ Джокера - теперь главный враг Бэтмена демонстрировал своё безумие не через убийства, а через эксцентричные (всё более и более глупые) преступления, целью которых было перехитрить защитников Готэма.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


Это Фредрик Вертам. Скоро Вы перестанете считать, что величайшим врагом Бэтмена является Джокер


Подобное было бедой всех комиксов после введения Кода. Но в «Совращении невинных» несколько страниц Вертам уделил и ДиСи. Персонально ударив по их "золотому трио”: Супермен был обвинён в забивании голов детей антинаучными идеями, пропаганде антиамериканизма и фашизма; Чудо-Женшина заклеймена как неправильный пример для девочек и фетишист; а Бэтмен… был обвинён в пропаганде педофилии и гомосексуализма. Учитывая, какой интерес к книге был привлечён шумихой вокруг судебных процессов, скандал вышел знатный. Всего за четыре страницы, Вертам сделал с Бэтменом то, на повторение чего сорок лет спустя Джоэлю Шумахеру понадобилось сто с лишним миллионов долларов и целая куча голливудских звёзд.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


Моменты из комиксов ДиСи, которые Вертам приводил в доказательство своих обвинений


Но шутки в сторону. Не смотря на типичную Вертамовскую логику (мол, некоторые из обследуемых доктором геев утверждали, что хотят жить как Брюс Уэйн) и кучу домыслов о том, чем могут заниматься персонажи, пока читатели их не видят, гнев публики чуть не уничтожил ДиСи и самого Бэтмена. С мрачностью и серьезностью было покончено. Отныне главной целью создателей Бэтмена было доказать, что Брюс Уэйн интересуется женщинами (и при этом в рамках Кодекса, разумеется). В Готэм пришла семейная атмосфера.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


Сначала пошли нелепые свадьбы


В июле 1956 года бывшая цирковая акробатка Кэти Кейн, вдохновившись примером Бэтмена, тоже решила начать бороться с преступностью. Бэтвумен должна была стать романтическим интересом Брюса Уэйна, и, в отличие от девушек Золотого века, получить более заметную роль в комиксах. Тот факт, что Кэти была нужна лишь для того, чтобы помочь развеять слухи, появившиеся после книги Вертама, никогда особо и не скрывали. По иронии судьбы через пятьдесят лет "перезапущенная” Бэтвумен станет самой известной лесбиянкой в истории супергероических комиксов.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


Обратите внимание, что на всех обложках появился значок, что комикс одобрен Ассоциацией


Незадолго до этого Бэтмен и Робин завели собаку. Эйс - Бэт-гончая - должен был показать, что они вполне респектабельные и достойные американские граждане. Сначала это были гостевые появления, но к 1959 году Эйс займёт постоянное место в поместье Уэйнов.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


Занятно, что Крипто появился в комиксах о Супермене всего парой месяцев ранее. Ещё одна аналогия?


За этими и многими другими решениями стоял вернувшийся в издательство в 1953 году Шелдон Молдофф. Именно он определял путь "Тёмного” Рыцаря (теперь, наверное, следует писать в кавычках) следующие десять лет. Когда он старательно продвигал идеи о "супергерое для всей семьи” (выбора-то особо не было: либо это, либо забыть о герое вообще). За эти годы в комиксах появилось множество странных сюжетов, которые опять часто стали копировать идеи из комиксов о Супермене. Появились Бэт-горилла и имп из пятого измерения и самый большой фанат Бэтмена в истории – Бэт-Майт. Вместо детективных историй Бэтмен всё чаще стал участвовать в фантастических и сказочных приключениях. Как апофеоз этого безумия, в одном из выпусков 1962 года Бэтмен вообще стал ребёнком.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


Лишь некоторые образцы безумия тех славных лет


Но даже тогда выходили комиксы, которые оказали сильное благоприятное влияние на развитие бэтфраншизы. В сентябре 1956 года вышла история об отце Брюса и о том, как он стал "первым” Бэтменом. В сентябре 1957 года в комиксах впервые позвучала мысль, что Бэтмен может бояться летучих мышей; а в апреле 1960 года в истории о воображаемом будущем Дик Грейсон в костюме Бэтмена боролся с преступностью, взяв в помощники сына Брюса, ставшего Робином. Все эти истории станут источниками вдохновения для новых поколений авторов.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


Ограниченные жёсткими рамками Кодекса, авторы изо всех сил старались принести в комиксы о Бэтмене что-то новое и увлекательное. В феврале 1959 года в комиксах дебютировал Мистер Ноль (впоследствии он станет известен как Мистер Фриз). В этот период появились и другие менее известные злодеи, как Кэтмен или Календарщик.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


Но и в нелепой борьбе с "безнравственностью” необходимость отпала далеко не сразу. В апреле 1961 года авторы, чтобы не обижать Робина, ввели в комиксы племянницу Кэти Кейн – Бетти, как новую помощницу бэтсемьи "Бэт-Гёрл”. Причины её появления были аналогичны тётиным. Персонаж совершенно не пользовался успехом и появился в комиксах всего семь раз. Если сравнить мотивы "помощниц” с оригинальными ориджинами Бэтмена и Робина Золотого века, становится ясно, что от трагичного до комично-абсурдного действительно всего один шаг. В ближайшем будущем роль Бэт-Гёрл (но уже без дурацкого "-”) достойно займёт Барбара Гордон. А пока идея "семейного Бэтмена” в комиксах достигла своего апогея, и всем стало ясно, что это абсолютно тупиковый путь.

История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком История Бэтмена. Часть вторая: между Золотым и Серебряным веком


Странно, что ещё Марту с Томасом не воскресили для полной картины


Вышесказанное показывает, какой сумбур творился тогда в индустрии. Многим казалось, что это уже конец, и скоро комиксы просто исчезнут. Но, наоборот, это стало новым началом. Возможно, Серебряный век был обусловлен тем, что, когда улеглись страсти, в нишу, образовавшуюся после всех скандалов, сотен закрытых серий и разорившихся издательств хлынула волна супергероики нового типа. Сначала ДиСишной, а вскоре и Марвеловской. Серебряный век начался в 1956 году, но Бэтмен ещё восемь лет существовал в глупых и устаревших рамках, навязанных ему чередой надуманных скандалов. Но дни возрождения легенды были уже совсем близко.

Ваше мнение

Jokester
29 апреля 2014 14:35 #1
Jokester
Спасибо большое, я вообще очень плохо разбираюсь во многих доисторических докризисных комиксах и событиях вокруг них. Наконец узнал очень многое =)
witold
29 апреля 2014 16:50 #2
witold
великолепные статьи. требую продолжения
S.Dre
29 апреля 2014 17:30 #3
S.Dre
Ох уж этот сильвер эйдж...

Это Фредрик Вертам. Скоро Вы перестанете считать, что величайшим врагом Бэтмена является Джокер

Всего за четыре страницы, Вертам сделал с Бэтменом то, на повторение чего сорок лет спустя Джоэлю Шумахеру понадобилось сто с лишним миллионов долларов и целая куча голливудских звёзд.

Во истину. Прямо не в бровь, а в глаз.

За статью и за подобный труд огроменное автору спасибо!
GrinDoS
29 апреля 2014 18:59 #4
GrinDoS
Огромное спасибо! Знаю мало истории, наконец, начинаю черпать что-то новое для себя.
StarS
29 апреля 2014 20:56 #5
StarS
Респект и уважуха автору за такой подробный и увлекательный экскурс в историю Великой Летучей Мыши batman
The Darth Knight
29 апреля 2014 21:33 #6
The Darth Knight
Вэртам, конечно, редкостным был мудилой (сорри за грубость. если что). Сам нихрена в комиксах не понимал, НО зато КАКИЕ выводы то о них делал. Если и существовал человек, который мог похоронить Бэтмена, так это был явно он. Но Бэтмен, в итоге, и этого старого пня пережил, а также сумел выкарабкаться из всего того ужаса тех времен. Попытки старины Шумахера тоже не увенчались успехом, Бэтмен таки пережил бэт-соски с бэт-кредиткой, хехехехе mocking

Сама статья очень хороша. Благодарю.
dr.Tolstiy
1 мая 2014 18:01 #7
dr.Tolstiy
Статья good

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.