История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век

30-04-2014, 15:25 \ Bat-bat
Серебряный век стартовал в октябре 1956 года, когда в четвёртом выпуске серии под названием «Витрина» дебютировал новый Флэш - Барри Аллен. Это стало началом "перезапуска” и осовременивания героев Золотого века. Вскоре Флэш получил свою серию, а вслед за ним подобный путь повторил новый Зелёный Фонарь - Хэл Джордан. Оба героя пришлись по вкусу публике, что дало зелёный свет волне новых серий и переосмыслению старых.

В марте 1960 в 28-ом выпуске «Отважных и Смелых» Бэтмен объединил усилия с Суперменом, Чудо-Женщиной, Акваменом, Марсианских Охотником, Флэшем и Фонарём, чтобы остановить инопланетного Старро-Завоевателя. Это уже были не простые собрания Золотого века, а первая настоящая супергеройская команда – Лига Справедливости Америки. В этом же году команда получила свою именную серию.

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


Поначалу роль Бэтмена и Супермена в команде была невелика. Считалось, что они и так получают много внимания в своих сольных сериях и «Самых замечательных комиксах мира».


Пусть к Серебряному веку Бэтмен подошёл в разобранном состоянии, но его популярность всё ещё была велика. Стоит заметить, что до октября 1956 "дожили” серии всего трёх героев Золотого века: Бэтмена, Супермена и Чудо-Женщины. Но на фоне новых комиксов ДиСи и Марвела, который Стэн Ли активно превращал из заштатного издательства в одного из лидеров комикс-индустрии, нелепые истории о Бэтмене в духе пятидесятых смотрелись крайне слабо.

К 1964 году популярность комиксов о Бэтмене совсем упала. Боб Кейн потом утверждал, что в издательстве всерьёз рассматривали идею об убийстве Тёмного Рыцаря (ну, учитывая любовь Кейна подтасовывать факты в свою пользу, я бы не стал воспринимать это слишком серьёзно). Но всё резко изменилось, когда до Бэтмена дошли руки главного редактора ДиСи Джулиуса Шварца. 

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


Джулиус Шварц – человек, который разгрёб авгиевы конюшни, и Кармин Инфантино – ведущий художник Бэтмена Серебряного века


Именно Шварц стоял за всеми успехами ДиСи Серебряного века. Решив, что публика уже отошла от скандалов 50-ых, он решил осовременить и Бэтмена, вернув ему роль ведущего героя компании. И вот, в мае 1964 года вышел номер, с которого и началось возрождение Бэтмена – «Детективные Комиксы» #327. Вместе со сценаристом Джоном Бруном и ведущим художником ДиСи Серебряного века? Кармином Инфантино, Джулиус Шварц сделал первый за всю историю героя редизайн Бэтмена. На груди костюма Тёмного Рыцаря появился знаменитый жёлтый овал с летучей мышью внутри, который должен был напоминать бэт-сигнал в ночном небе. Шварц решительно выкинул из комикса наследие "безумных времён”: Бэт-горилл, Бэтвумен, Бэт-Гёрл, нелепые псевдофантастические сюжеты. Но самое главное, с этого выпуска в комиксы вернулся Бэтмен-детектив, и наш Крестоносец наконец-то стал похож на самого себя.

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


«Детективные Комиксы» #327 – начало Серебряного века Бэтмена


Под раздачу попал и Альфред. Непонятно, чем помешал авторам верный дворецкий, возможно, он стал ещё одной жертвой войны Бэтмена с гомосексуальными нападками. Сценаристы решили перестраховаться от новых атак, после того как из комиксов исчезли помощницы Динамичного Дуэта, и поместье опять превратилось в пристанище трёх холостяков; и в «Детективных Комиксах» #328 на несчастного дворецкого скинули огромный валун.

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


Это был один из последних комиксов, над которым работал Билл Фингер


Впрочем, Альфред – это Вам не какая-то Бэт-Гёрл, и его смерть вызвала целую волну недовольства и возмущённых писем, так что со временем его вернули. Правда, сначала в образе злодея Аутсайдера. А до этого в поместье Уэйнов появилась тётушка Хэрриэт. Которая, кстати, не знала о двойной жизни Динамичного дуэта, что служило для создания комедийных ситуаций без издевательств над образом Бэтмена.

Летом 1964 на страницах «Отважных и Смелых» #54 Дик Грейсон, он же Робин, вместе с двумя другими молодыми героями-сайдкиками – Кид Флэшем и Акваладом создали новую команду - Юных Титанов. В начале 1966 они (плюс Чудо-Девушка) получат свою собственную серию.

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


Различные команды и простые объединения героев в Серебряном веке стали очень популярны


Новый подход Шварца буквально спас героя, и продажи комиксов сразу пошли вверх. Но некоторым казалось, что этого ещё недостаточно. Будучи весьма посредственным сценаристом, Боб Кейн при этом обладал хваткой дельца, какой не могли похвастать люди в его окружении. Глядя на огромную популярность телевизионных шоу тех лет вроде «Одинокого Рейнджера», Кейн понял, что здесь таятся золотые горы. В начале 60-х он начинает заваливать ABC Television и 20th Century Fox Films спамом, в котором расписывает какие выгоды им сможет принести сериал о Бэтмене. И в скором времени Бобу таки удается найти союзников среди известных телепродюсеров.

Согласно легенде, всё разрешилось в 1964 году, когда в особняке основателя «Playboy» и большого фаната комиксов Хью Хефнера проходила вечеринка, посвящённая старым сериалам о Бэтмене 40-х годов. Там Боб Кейн наконец-то добрался до руководителей студии, и, аргументируя тем, что если даже такое старьё идёт на ура и все радуются, то новый проект вообще снесёт народу крышу. Логика Боба оказалась убедительной.

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


Также в тот день создателям сериала пришла в голову идея о знаменитых бэтшестах, по которым Брюс и Дик спускались в бэтпещеру


С самого начала пошли споры о том, на какую аудиторию будет ориентирован сериал. Одни видели его чисто детским шоу, которое будет выходить утром по выходным. Другие требовали сделать его более мрачным и пустить в праймтайм. В итоге был выбран компромиссный вариант, шоу действительно получило лучший временной слот, но острые темы в нём старались не поднимать.

В отличие от старых экранизаций, в новом сериале сделали ставку на злодеев, поняв, что они являются одной из самых сильных сторон бэтменовской франшизы. Впервые на экране широко использовались классические комиксные приёмы (правда, именно в комиксах о Бэтмене "вылетающие” надписи стали использовать уже на волне популярности сериала). И вот, 12 января 1966 года на экраны вышел первый эпизод, в котором Бэтмен и Робин противостояли проискам Риддлера. До этого Э.Нигма был типичным одноразовым персонажем, но продюсеры разглядели в его злодее огромный потенциал. Риддлера сыграл Фрэнк Горшин, получивший за эту роль номинацию на премию Эмми, и именно его персонаж был признан многими зрителями самым большим успехом сериала. На роль Бэтмена был утверждён актёр Адам Уэст, а его сайдкика сыграл Берт Уорд.

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


Успех превзошёл даже самые смелые ожидания. Если взрослые увидели в сериале эксцентричную комедию, то дети… дети восприняли новый сериал как полноценную драму. Первый сезон, насчитывающий 34 двадцатиминутных эпизода, собрал великолепные рейтинги, входя в десятку самых популярных программ на телевидении. Как отмечают очевидцы, все магазины были завалены различной атрибутикой с символикой Бэтмена, а улицы заполнены детьми, которые пытались превратить свой двор в подобие бэтпещеры. Продажи комиксов подскочили до небывалых с Золотого века высот. Казалось, что "Бэтмания”, которой так грезил Боб Кейн, стала реальностью. Кстати, о Кейне, как только сериал стал сенсацией, он сразу же благополучно свинтил из ДиСи, подальше от споров с Инфантино о новом образе героя, и отправился заниматься живописью, не забывая высасывать все соки из того факта, что это именно он – единственный и неповторимый создатель Бэтмена...

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


Даже Бэтмен не устоял


История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


В одной из серий был кроссовер с другим знаменитым сериалом тех лет – «Зелёным Шершнем», где Като играл молодой Брюс Ли


Популярность Бэтмена даже перешагнула через океан, и в 1967 году в японских журналах стали выходить сразу две манги о Бэтмене, частично являющиеся адаптацией как сериала, так и комиксов о герое. Создателем одной из них был известный среди поклонников манги и аниме художник Дзиро Кувата. Для американского читателя эти работы вышли только в 2008 под названием «Бэт-Манга!: Неизвестные приключения Бэтмена в Японии», но успели стать источником вдохновения для работ Гранта Моррисона и одного из эпизодов «Бэтмена: Отважного и Смелого».

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


До этого уже были эксперименты с манга-версией Супермена в 1960 году, но именно сериал с Адамом Уэстом пользовался в Японии огромным успехом


Сериал благоприятно повлиял и на комиксы. Именно тогда сложился каноничный образ Риддлера, как злодея, одержимого загадкам, которые могут сорвать все его планы, но и отказаться от них он не в силах. В комиксах стал чаще появляться Джокер, не пользовавшийся особой любовью Джулиуса Шварца. В серии «Подружка Супермена Лоис Лейн» из двенадцатилетней ссылки вернулась Женщина-Кошка. Кодекс никуда не делся, но авторы уже научились лавировать в нём и не так боялись использовать этих злодеев. В бэтсемью вернулся воскресший Альфред. В комиксах стали активно использовать элементы сериала, например, бэтмобиль (это была первая экранизация, в которой Бэтмен и Робин ездили на "прокачанной” машине). Многим начало казаться, что наступил новый Золотой век…

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


Возвращение Женщины-Кошки в новом образе


Но он не наступил. Банальное желание выжать из успеха всё до последнего цента довольно быстро сгубило сериал. Производство серий было поставлено на поток, но качеством они сильно уступали первому сезону. На место эксцентричности и юмору всё чаще приходили глупость и нелепость. Из сериала пропали зачатки взрослости и мрачности (в первом сезоне ещё погибали второстепенные персонажи и поднималась тема убийств родителей Брюса и Дика). За стремительным ростом рейтингов последовал мощный спад, но шоу всё ещё собирало огромные аудитории. На волне успеха был снят первый полнометражный фильм о Бэтмене с тем же актёрским составом, но он стал отражением всех выявившихся проблем сериала и прошёл в прокате без особого успеха (хотя в нём появились бэтлодка и бэтвертолёт). Телесериал всё сильнее страдал от рекастингов и странных сюжетных решений. Играющий Робина Берт Уорд начал задумываться об уходе из шоу. Продюсеры уговорили его остаться ещё на сезон, но задумались о замене. Также они хотели ввести в шоу женского персонажа, чтобы привлечь новую аудиторию. В дальнейшем, она должна была либо окончательно заменить Робина, либо войти в команду под третьим номером.

С просьбой продумать новую героиню, создатели сериала обратились к авторам ДиСи, и те, вспомнив на секунду нелепую Бетти, выдали Барбару Гордон, которая не просто засветится в третьем сезоне сериала, но и станет одним из центральных персонажей всей бэтфраншизы.

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


Сначала Бэтгёрл дебютировала в «Детективных Комиксах» #359, а через несколько месяцев появилась и в сериале в исполнении Ивонн Крэйг


С появлением разъезжающей на сиреневом мотоцикле Бэтгёрл сериал утратил остатки серьёзности, а градус безумия стал превышать все допустимые нормы. И с концом третьего сезона остро встал вопрос, стоит ли продлевать шоу дальше. В Фокс уже тогда были профессионалы по художественному снятию программ с эфира, так что сначала сериал закрыли, через пару недель передумали и решили его снова открыть, но оказалось, что уже поздно. Актёры начали искать новые проекты, а дорогостоящие по тем временам декорации разобрали. Так закончилась история этого сериала. Возможно, в нём перегнули палку с юмором и морализаторством, а хорошие идеи похоронили под лавиной преувеличений и абсурдности. Но, как ни крути, в этом шоу что-то было. А главное, именно благодаря ему, Бэтмен наконец-то перешагнул рубеж, став из комиксного героя настоящей иконой поп-культуры, оставаясь на этом пьедестале и в наши дни, когда мир отмечает его 75-летний юбилей. Сериал 1966 года оказал огромное влияние на комиксы и умы, количество пародий и отсылок на него невозможно сосчитать, а Адам Уэст для всех так и остался "классическим Бэтменом” (да он не сильно и протестует). Возможно, успех нового Бэтмена 80-х связан именно с тем, что те, кто в 60-е были детьми, внезапно увидели, что их герой повзрослел вместе с ними?.. Возможно, не зря Брюс Тимм сделал кумиром своего Бэтмена героя сериала 60-х, говорящего голосом Адама Уэста?.. К тому же, совсем недавно закончились правовые проволочки, тянущиеся после покупки ДиСи Warner Bros., и рынок завалили комиксами и товарами по ставшему классическим ретросериалу.

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


Бэтмания вечна (танец батуси – один из самых узнаваемых моментов сериала) или как сказал в «Симпсонах» сам Адам Уэст: «Почему новый Бэтмен больше не танцует?»


Весной 1968 года вышла последняя серия, что незамедлительно сказалось на продажах комиксов. И пусть за эти годы вокруг Бэтмена сформировался мощный фэндом (это явление иногда называют также как популярный в те годы фанатский журнал о Бэтмене – Бэтманией), и падение было не так велико, как вначале 60-х, но в привыкшей к почти миллионным тиражам редакции, оно было воспринято довольно болезненно.

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


В июне 1966 года в «Бэтмен» #181 дебютировала прекрасная экотеррористка Ядовитый Плющ


Существующие рамки стали опять сдерживать Бэтмена (да и весь мир супергероических комиксов), начинался закат Серебряного века, а в конце каждого века, неминуемо должен был быть кризис, за которым последует новый подъём.

Одним из успехов того времени, стала серия «Отважные и Смелые», в которой до этого впервые были представлены Лига Справедливости и Юные Титаны. Как я уже говорил выше, различные объединения героев стали фишкой Серебряного века, например, в «Самых замечательных комиксах мира» стали объединяться не только Бэтмен с Суперменом, но и их помощники: Робин и Джимми Олсен. «Отважные и Смелые» же со временем превратились в серию, где в каждом номере в паре работали разные герои (или команды). Время от времени, одним из этих героев становился Бэтмен. Но после 74-го выпуска, в котором Рыцарь Готэма выступал в союзе с Металлическими Людьми, Бэтмен стал постоянным персонажем серии, каждый раз объединяясь новыми героями. В таком виде серия крайне успешно просуществовала аж до 1983 года.

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


Сценаристы постоянно тасовали героев, пытаясь создать наиболее интересные читателям сюжеты


С уходом из издательства таких мастодонтов как Фингер, Кейн и Молдофф, перемены в комиксах о Бэтмене стали проявляться всё сильнее. Отныне на многие годы только Шварц и его команда определяли дальнейший путь Тёмного Рыцаря. Изменился образ Робина. Дик Грейсон повзрослел и всё дальше отдалялся от своего учителя.

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


Робин перестал быть "Чудо-Мальчиком”, теперь его стали называть Чудо-Подростком или просто "Юным Героем”


В феврале 1967 вернулся Пугало, у которого, как и у Риддлера, до этого было всего два появления в комиксах. В марте 1968 Пугало сыграл значимую роль в юбилейном 200-ом выпуске серии «Бэтмен», после чего стал постоянным противником Тёмного Рыцаря.

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


После 200-го выпуска «Бэтмена», в мае 1969 в «Детективных Комиксах» #387 был отпразднован тридцатилетний юбилей Крестоносца в плаще


К Серебряному веку относится и дебют Бэтмена в мультипликации. В сентябре 1968 на экраны вышел анимационный сериал «Приключения Бэтмена», бывший частью блока «Час Бэтмена и Супермена», в который входили ещё два мультсериала о Супермене. Бэтмена озвучивал Олэн Сул, который будет голосом героя ещё много лет.

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


Первый мультсериал о Бэтмене был сделан под явным впечатлением от сериала, и в нём на экран были перенесены почти все основные противники Бэтмена тех лет, включая и Пугало


Комиксы всё дальше уходили от эстетики сериала, а падающие продажи заставляли сценаристов искать новые сюжеты и образы для героев. Декабрь 1969 стал последним месяцем Бэтмена Серебряного века. Дик Грейсон окончил старшую школу и поступил в Хадсоновский университет Готэма. У Робина началась своя взрослая жизнь, и Динамичный Дуэт теперь стал собираться реже, позволив Бэтмену ярче проявить себя в сольных приключениях, а Ричарду раскрыть свой характер в совершенно новых условиях. Бэтмобиль, всё ещё напоминающий Lincoln Futura из сериала с Уэстом, был заменён на современный спортивный автомобиль. И как венец всем изменениям, Брюс и Альфред покинули осиротевшие особняк Уэйнов и бэтпещеру. Отныне штаб Тёмного Рыцаря по борьбе с преступностью стал находиться под одним из небоскрёбов корпорации Уэйна, а сам Брюс поселился в его пентхаусе. Бэтмен стал ближе к сердцу готэмской преступности. На смену "семейному” образу героя вернулся мрачный Ночной Рыцарь, вселяющий страх в сердца злодеев.

История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век История Бэтмена. Часть третья: Серебряный век


«Бэтмен» #217 и «Детективные Комиксы» #394 закрыли ещё одну эпоху в истории Бэтмена (и Робина)

Ваше мнение

S.Dre
30 апреля 2014 18:25 #1
S.Dre
Спасибо за еще одну увлекательную статью) Сериал с Уэстом был абсолютно безумной штукой, но свое очарование у него определенно было. Меня же Бэтмена серебрянного века заставил сначала принять, а потом и полюбить, такой весьма специфичный для многих мультсериал как "Бэтмен: Храбрые и Смелые". Сначала я тоже на него криво смотрел, но потом таки понял, что это совершенно уникальная вещь в своем роде с которой обязан ознакомится каждый кто считает себя фанатом Бэтмена.

Теперь на очереди ренессанс Бэтмена как "The Dark Knight Detective" и бронзовый век О'Нила и Адамса.
StarS
30 апреля 2014 19:45 #2
StarS
Спасибо за очередную супер-статью!!!
nechiporukoleg
30 апреля 2014 19:52 #3
nechiporukoleg
Классная статья.Узнал много интересного. Например,Бэт-Манга. В жизни не прочел ни одной манги, но ради Бэтса стоит поискать)
The Darth Knight
30 апреля 2014 20:34 #4
The Darth Knight
Как ни крути, а я никогда не любил (и уже явно не полюблю) серебряный век, сериал 60-х и все что с этим связано, но я никак не могу отрицать тот факт, что это был большой пласт во всем 75-летнем мифе о Бэтмене. Было разное, было и такое, и это надо принимать как есть. Все это часть Великой Истории, в конце концов.

Спасибо за статью. Теперь пришло время для 70-х с которых и начался Бэтмен в привычном своем образе и во всей своей красе. Время "кид френдли" и "фэмели" Бэтмена прошло. Пора возвращаться к темным истокам.
dr.Tolstiy
1 мая 2014 18:08 #5
dr.Tolstiy
Спасибо за очередную классную статью hi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.